В Китай поехала поступать
Отношения Валентины с Китаем начались еще четыре года назад — будучи студенткой БГУ она отправилась на четырехмесячную стажировку в Шаньдуньский лингвистический университет в городе Жичжао. По возвращении в Россию девушка поняла, что хочет продолжить обучение в стране восходящего солнца и поступила на магистратуру в Ляонинский университет науки и технологии в городе Аньшане.
Ничего не предвещало беды
В январе 2020-го Валентина проводила каникулы в Пекине и вернулась в студенческий кампус Аньшаня в 10-х числах месяца. Новости о новой коронавирусной инфекции к тому времени уже распространялись по Китаю, но воспринимали их как шутку.
«Нам казалось, что все эти нагнетания по поводу новой „чумы“ — просто злой розыгрыш. Но когда стали приходить сводки об умерших, было уже не до смеха… — вспоминает Валентина. — Вскоре пошли разговоры о том, что нас закроют в кампусе. А это значило только одно — все входы и выходы просто опечатают, мы будем жить в закрытой территории, прямо как в классическом хорроре».
И уже в конце января руководство страны поручило образовательным организациям выдавать пропуска на выходы за пределы территории кампуса. Для получения «билетика» на выход необходимо было заполнить специальную форму в бумажном варианте, где проставлялись две печати — коменданта общежития и руководства университета; далее на форме обозначали дату и время выдачи — пропуск действовал всего 1,5 часа. Полностью кампус изолировали в начале февраля — пропуска больше не выдавали, и оставшиеся студенты не имели права покидать пределы кампуса ни под каким предлогом.
«Несмотря на то, что заболевших коронавирусом в Аньшане не было, жизнь в городе и общежитии остановилась. Из китайцев в кампусе была только комендант. Нам отключили лифт и отопление, не было постоянного Интернет-соединения и были перебои с электроэнергией. Мы носили пятилитровые бутылки с питьевой водой из входа в кампус на этаж на себе, — делится Валентина. — В кампусе нельзя было купить еду, столовая не работала, походы в магазин запретили… Спустя две недели один из преподавателей сжалился над нами и на свой страх и риск закупила нам продукты. Все было резко и абсолютно непонятно… Только через неделю после закрытия на этажах кампуса повесили объявления о необходимости соблюдать меры безопасности».
Примерно через месяц руководство кампуса адаптировалось под новые условия — два раза в неделю ребятам привозили картофель, морковь, помидоры, лук, яйца, иногда яблоки и в обязательном порядке рис. Из приправ были только масло и соль. Это может показаться странным, но доставку еды для студентов наладили только к апрелю — курьер оставлял заказ у ворот кампуса.
«Учеба началась 15 марта, позже обычного срока почти на месяц. Всех нас отправили на дистанционное обучение… и это было громко сказано. Знаю, что в России обучение было организовано на специальных платформах, в то время как в Китае мы учились по Wechat. Уровень преподавания резко упал… мы все расслабились, были в панике и, соответственно, еле усваивали новый материал», — рассказывает девушка.
Валентина должна была окончить университет летом 2020-го, но из-за пандемии продлила обучение. Возможность улететь в Россию была, но тогда билет на чартерный самолет стоил 13,8 тысяч юаней (примерно 140 тысяч рублей по весеннему курсу). При этом самолеты летали только из Шанхая, куда из Аньшаня путь не близкий. Из Шанхая рейс отправлялся в Санкт-Петербург или Москву, оттуда еще нужно было долететь до Иркутска. Поэтому после всех подсчетов выяснилось, что оплатить обучение и общежитие в Китае намного дешевле, чем возвращение в Россию.
«Кстати, работать в Китае я не могу, так как это запрещено по студенческой визе и чревато депортацией. Конечно, все это привело к материальным трудностям. Однако правительство Китая и руководство университета старались максимально поддержать нас: плата за 1-комнатную квартиру в кампусе снизили на 20 тысяч рублей (средняя цена — 80 тысяч рублей за год проживания), и эту сумму можно было вносить по частям», — комментирует Валентина.
Первые позитивные новости студентам сообщили в мае — сказали, что кампус откроют осенью, то есть прежняя жизнь вернется в сентябре. И хотя до этого момента оставалось еще три месяца, ребята были несказанно рады.
Чем богаты, тому и рады
Единственным развлечением общажных «узников» стал просмотр китайских сериалов. Конечно, большинство студентов еще до пандемии уехали домой на новогодние праздники и в кампусе остались только 8 русских ребят. Товарищи по несчастью породнились: ребята вместе готовили, поддерживали друг друга морально, играли в карты.
Конечно, все успели друг другу надоесть. Спасали звонки родным и общение в интернете. Так пролетело лето.
Осень, не оправдавшая надежд
В сентябре вернули систему пропусков, и студенты смогли покидать территорию кампуса. Однако выезд в другие провинции оставался под запретом. Обучение также продолжалось в дистанционной форме.
«Мы думали, что осенью жизнь вернется в прежнее русло, но к декабрю поняли — пора готовиться к третьей волне… и оказались правы. Если в Европе продуктами закупались весной, то у нас этот момент настал в преддверии нового года. Цены на продукты в Китае под праздники традиционно взлетают и 2021-й год не оказался исключением, — добавляет Валентина — Я люблю яблоки и, если в будни килограмм обходился мне в 6 юаней, то под праздники цена поднялась до 20 юаней. Для неработающего иностранного студента это огромная сумма».
К новому году университет выдал оставшимся в кампусе студентам подарки: продуктовый набор, состоящий из 2 коробок молока, буханки хлеба, 2 пачек печенья и горсти конфет.
Вакцина не спасет
Новый год для иностранных студентов в Китае начался со старых дел — продолжение обучения в дистанционной форме и полная изоляция. В то время, как практически во всем мире идет вакцинация, для иностранцев в Китае получить вакцину — процесс непростой.
«Страна боится каких-либо международных скандалов, поэтому чтобы получить вакцину иностранец должен заполнить уйму бумаг и сдать ни один медицинский анализ, а позволить это себе может далеко не каждый студент, — объясняет Валентина. — Однако коренному населению Китая вакцинирование постепенно вводят в обязанность».
Сейчас ребята из кампуса в Аньшане продолжают грызть гранит китайской науки и засыпают с мечтами об открытии границ.
В Россию только в гости
Валентина тоже мечтает о скором возвращении на малую родину, в первую очередь девушка хочет обнять маму. Встретиться с друзьями и отдохнуть от иностранцев. Порадовать себя русской кухней.
«Ну, а сразу после — обратно в Китай. В нем теперь вся жизнь, несмотря ни на что», — утверждает иркутянка.
WEACOM.RU, Анастасия Галимова
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт