На Байкале ввели в эксплуатацию один из крупнейших в мире нейтринных телескопов

Крупнейший в Северном полушарии глубоководный нейтринный телескоп, построенный на Байкале, ввели в эксплуатацию. Его главными задачами являются обнаружение источников нейтрино сверхвысоких энергий и исследование эволюции галактик и Вселенной. Об этом сообщает ТАСС.

На Байкале ввели в эксплуатацию один из крупнейших в мире нейтринных телескопов
Фото: nauka.tass.ru

«Это позволяет рассчитывать на то, что открытия, которые будут сделаны, и информация, которая будет обработана, позволят много научных задач решить. В частности, мы рассчитываем, что наши коллеги все-таки внесут свой вклад, мы все вместе поймем, как устроена Вселенная, прочитаем историю Вселенной, как зарождались галактики <…> Молодые люди смогут участвовать в научных исследованиях и инженерно-технологических работах на передовом уровне, делать открытия, учиться, увеличивая тем самым научно-технический потенциал своего региона и всей нашей страны», — сказал журналистам министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.

Директор Института ядерных исследований РАН Максим Либанов сообщил, что в проект вложено около 2,5 млрд рублей, установка занимает площадь около 0,5 кв км. Ее планируется развивать и дополнять. К 2030 году, если в мире не построят новые крупные телескопы, Baikal-GVD станет крупнейшим на Земле.

«Это международный проект на территории Российской Федерации. У нас сейчас официально кроме РФ, которая разработчик проекта, создатель, главный научный координатор, еще Чехия, Словакия, Польша и Германия. Это страны, которые официально участвуют в этом проекте. И есть три базовые организации <…> Это Институт ядерных исследований Российской академии наук, Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ), Иркутский государственный университет. Здесь еще участвуют несколько десятков научно-образовательных организаций», — сказал директор ОИЯИ (Дубна) Григорий Трубников.

Телескоп установлен на расстоянии 3,5 км от берега на глубине от 750 до 1 300 м в южной котловине Байкала. Это озеро для размещения телескопа выбрано, потому что в нем есть участки глубиной до 1 км недалеко от берега и подходящие для установки оборудования. Вода Байкала имеет необходимую для экспериментов прозрачность.