Сама я давно веду подобный гроссбух и горячо рекомендую его всем своим знакомым. Правда, чаще всего он приводит к неприятным открытиям. Например, моя подруга с помощью своих записей расходов выяснила, что в разгар кризиса она умудрилась потратить на кафе и рестораны столько денег, сколько ей как раз хватило бы на понравившийся деревянный терем на дачу.
Западная пресса любит возмущаться (именно так) безумными тратами "этих русских". И хотя невозможно отрицать, что российские короли сырьевой ренты и повелители чиновничьих подписей давно переплюнули в тратах арабских нефтяных шейхов, все же стоит заметить, что чаще всего мы просто тратим деньги не так, как принято в цивилизованном мире.
Менее года назад я была обескуражена размахом ремонта, который затеял мой давний знакомый. Владелец маленького магазинчика не только купил четырехкомнатные апартаменты в модном жилом комплексе Москвы. Для их оборудования был приглашен дизайнер, который, как похвастался мне знакомый, "работает исключительно на Рублевке". Вся квартира была выполнена в перламутрово-белых тонах, входную дверь украсили металлические инкрустации, пол – кожаный паркет… Если бы в эту квартиру зашел какой-нибудь иностранный журналист, он обязательно написал бы еще одну статью, разоблачающую российских нуворишей. Знал бы он, что семья знакомого теперь обитает, в основном, на кухне: боятся испортить это великолепие, на которое ушли все сбережения.
Всякий раз, когда Росстат публикует очередные данные о расходах российских граждан, мне хочется напомнить всем, кто на их основе делает далеко идущие выводы о непомерной дороговизне жизни: делайте поправку на понты. Рост расходов на транспорт бывает связан с покупкой автомобиля, в расходах на питание может "сидеть" любовь граждан к деликатесам, и даже рост расходов на проклинаемое ЖКХ зависит не только от повышения тарифов, но и от нежелания экономить. Немцы при сравнимых тарифах на электроэнергию вкручивают повсюду энергосберегающие лампочки и ставят на крыши солнечные батареи, а мы даже свет в прихожей ленимся выключать.
Много лет назад я, девочка из южного региона, где всегда принято было делать "богато", будучи в советской еще Прибалтике была поражена разговором местных дам. Речь шла о том, нужно ли оклеивать обоями стенку за сервантом? Что стоит сэкономить на оклейке тылов мебельной "стенки", никто даже не спорил – это было очевидно. Но вот сервант… Зато эти экономные хозяйки жили в домах, казавшихся мне принесенными из заграничной сказки, ездили отдыхать на приличные курорты и вообще вели жизнь, которая казалась недоступной многим советским гражданам. Между прочим, на те же зарплаты, что и весь советский народ.
Сегодня привычка сорить деньгами приводит к тому, что большинство из нас живет не просто без резервов на случай кризиса, болезни или иного несчастья – мы даже на детей и на собственную старость практически не копим. Зато с возмущением рассуждаем о попытках ввести платное образование и предложениях увеличить пенсионный возраст.
Мне вот интересно: как бы мы реагировали на это, если бы имели западную привычку заводить счет на образование ребенка с момента его рождения, а на собственную пенсию – с момента начала трудовой деятельности? Тогда бы мы знали, что конкуренция платного образования во всем мире столь высока, что нашим вузам и школам надо еще как следует попросить родителей оставить своих чад в их стенах. И что пенсионный возраст – не приговор для того, кто имеет материальную возможность выйти на пенсию в удобное для себя время.
Только не надо про низкие доходы. Официальная зарплата в Москве – 40 тысяч рублей. Реально, с учетом теневого сектора – 50-60 тысяч. Извините, но на такие деньги люди живут и в Европе, и в США. Да, у нас цены выше. Но не только из-за монополизма и жадности нашего бизнеса, но и из-за отсутствия у нас здорового жлобства, не позволяющего непомерные и ненужные траты.
Источник: Утро
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт