Комиссия Межгосударственного авиационного комитета пришла к выводу о том, что пилоты самолета Як-42 по ошибке нажимали на тормозные педали перед взлетом самолета. "Результатом летного эксперимента опытными летчиками-испытателями установлено, что ошибочное отжатие тормозных педалей экипажем в процессе разбега возможно только, если ноги пилота на педали стоят неправильно и находятся на тормозных площадках. При этом небольшое по величине и усилиям нажатие на педали может быть не замечено пилотом", - рассказал в среду глава технической комиссии МАК Алексей Морозов, представляя выводы технического расследования катастрофы.
"Обжатие тормозных педалей мог произвести как командир, осуществлявший активное пилотирование, так и второй пилот, регулярно выполнявший полеты в самолете Як-40 и только осваивавший самолет Як-42", - сообщил Морозов. Морозов сообщил, что техническая комиссия на основании летного эксперимента и независимых оценок пришла к выводу о том, что у обоих пилотов "имел место негативный перенос навыков, полученных при управлении самолетом Як-40, на самолет Як-42". "На взлетно-посадочной полосе не было обнаружено признаков заклинивания колес, а также течей гидрожидкости. По результатам специальных исследований, отказов в работе тормозной системы и авиашин самолета не выявлено", - сообщил Морозов.
Кроме того, представитель МАК рассказал, что в крови второго пилота разбившегося самолета был обнаружен медицинский препарат, при наличии которого запрещается пилотирование самолетов. "В организме второго пилота обнаружен фенобарбитал - препарат, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему и запрещенный к применению пилотами", - сказал он на пресс-конференции в Москве в среду. "Лица, использующие этот препарат, не могут быть допущены к выполнению полетов", - подчеркнул Морозов. Помимо прочего, второй пилот имел проблемы со здоровьем: "По представленной медицинской документации на второго пилота, со ссылкой на наблюдавшего его невролога, с 2000 года у второго пилота отмечается снижение рефлексов в ногах, а с 2005 года - и на руках", - отметил представитель МАК, отметив, что косвенно свидетельствует о развитии у пилота полинейропатического синдрома.
"В подтверждение указанного говорит назначение ему врачом-неврологом в 2007 году, к которому второй пилот обращался в частном порядке, препарата "Нейромедин", который применяется для улучшения нервно-мышечной передачи", - сказал он. Морозов пояснил, что полинейропатический синдром проявляется, в том числе, в нарушении координации движения ног и контроля их пространственного положения.
7 сентября в километре от аэропорта "Туношна" Ярославской области упал самолет Як-42, на борту которого находились игроки хоккейной команды "Локомотив" (Ярославль), направлявшиеся на игру в Минск. В катастрофе погибли 44 человека: 37 пассажиров и семь членов экипажа. Выжить удалось только бортинженеру Александру Сизову. Недавно он был выписан из больницы. Среди хоккеистов, погибших в этой катастрофе, были 11 иностранцев. Возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта).
В ходе расследования МАК ранее сообщал, что двигатели, стабилизатор и закрылки разбившегося Як-42 работали нормально. Позже эксперты комитета установили, что, "несмотря на выход двигателей на взлетный режим, темп роста скорости существенно замедлился, что может быть объяснено появлением дополнительной силы торможения".
Кроме того, в МАК заявляют, что организационная структура компании "Як-сервис" не обеспечивала безопасность выполнения полетов самолета Як-42. "Организационная структура авиакомпании "Як-сервис", схема ее управления и финансирования не позволяли обеспечить безопасного выполнения полетов", - заявил Морозов. Он сказал, что в авиакомпании организация летной работы и системы управления безопасностью полетов были неудовлетворительными, штат руководителей летной службы квалифицированными специалистами укомплектован не был, переучивание командиров воздушного судна и второго пилота на Як-42 проходили с грубыми нарушениями действующих нормативных документ. По его словам, переучивание совмещалось с освоением и выполнением полетов на другом типе самолетов - Як-40, "что повлияло негативно на перенос навыков на пилотирование и управление".
В процессе переобучения летчиков экипажа Як-42 допущены серьезные нарушения. "После теоретического курса переучивания на Як-42 командиром воздушного судна предусмотренная документами летная программа в требуемом объеме выполнена не была", - отметил Морозов. "Тренажерная подготовка проводилась формально, с большими перерывами, что не способствовало приобретению устойчивых навыков пилотирования и управления типом самолетов Як-42", - сказал представитель МАК. "Контроль качества освоения воздушного судна со стороны командно-летного состава авиакомпании ("Як-Сервис") не осуществлялся", - подчеркнул председатель технической комиссии.
Самолет Як-42, согласно экспертизе, перед вылетом был исправен, отказов в работе самолета двигателей, систем, в том числе тормозной системы, при экспертизе выявлено не было. "Вылет самолета был выполнен точно по расписанию. Ограничений на время подготовки экипажа к взлету не было. В плане на прилет в данный период времени воздушных судов не было. Полет выполнялся днем в простых метеоусловиях. Пожара, взрыва и разрушения самолета до столкновения с препятствием и с землей не было ", - сказал Морозов.
Между тем, экипаж Як-42 перед вылетом на аэродроме в Ярославле не выполнил расчета параметров взлета. "При ответе на пункт контрольной карты "взлетные данные" командир воздушного судна сказал - рассчитаны, доложены. Однако конкретных значений взлетного веса, центровки, расчетных скоростей на взлете озвучено не было", - рассказал Морозов.
Тем не менее, непосредственных виновных в катастрофе самолета Як-42 под Ярославлем МАК не называет, оставляя эту прерогативу следствию. "Установление чьей-либо вины или административной ответственности в соответствии со стандартами чикагской конвенции ИКАО не входит в компетенцию технической комиссии по расследованию обстоятельств и причин катастрофы, а определяется следственными органами и органами, отправляющими правосудие в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством государств", - сказала журналистам председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина.
Со своей стороны, семьи и коллеги пилотов разбившегося под Ярославлем Як-42 не согласны с результатами расследования МАК, согласно которым, по предварительным данным, виновным в трагедии будет назван командир Андрей Соломенцев, и намерены потребовать проведение нового расследования.
"Несколько дней назад анонимный сотрудник ведомства уже сообщал прессе, что виновником трагедии будет признан экипаж и его командир Соломенцев - он якобы давил при взлете на педаль тормоза", - пишет в среду газета "Известия". "Я сама 25 лет летаю, восемь из них - вместе с Игорем. И Андрей, и мой Игореша были очень опытными летчиками, чтобы допустить такие ошибки", - рассказала "Известиям" Людмила Жевелова, вдова погибшего второго пилота Игоря Жевелова. Она подчеркнула, что бывают необъяснимые ситуации, когда с машиной что-то происходит. И заявила, что будет добиваться независимого расследования.
По мнению адвоката Игоря Трунова, представляющего интересы родственников погибших по трем авиакатастрофам в Иркутске, Донецке и Перми, члены семьи пилотов с Як-42 должны настаивать на дальнейшем расследовании, поскольку после решения КС оно имеет судебную перспективу. Он отметил, что "свалить все на погибший экипаж - это тенденция современного расследования".
Источник: Источник
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт