Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин спустя почти два месяца отреагировал на уголовное дело по факту массовых беспорядков на Болотной площади в Москве 6 мая.
«Как бы ни относились мы к событиям, развернувшимся 6 мая 2012 года на Болотной площади, мой долг состоит в том, чтобы засвидетельствовать: они не были массовыми беспорядками», – говорится в заявлении, опубликованном на сайте омбудсмена.
Лукин напомнил, что уголовное дело по факту столкновений митинговавших с полицией 6 мая было возбуждено по статье о призывах к массовым беспорядкам (ч. 3 ст. 212 УК РФ), однако его сразу же переквалифицировали на статью «участие в массовых беспорядках» (часть 2 ст. 212 УК РФ).
При этом дело «об участии в массовых беспорядках» предполагает, что сам факт массовых беспорядков установлен», – указал Лукин.
«Иными словами, что… на Болотной площади… были зафиксированы случаи насилия в отношении гражданских лиц; погромов; поджогов; уничтожения имущества; применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ; вооруженного сопротивления представителям власти», – перечисляет омбудсмен.
Ничего соответствующего определению массовых беспорядков, данному в законе, ни сам Лукин, ни его сотрудники, присутствовавшие на месте событий, не наблюдали, сказано в заявлении уполномоченного.
В статье 212 УК РФ определение массовых беспорядков менее четкое: под массовыми беспорядками понимаются «беспорядки, сопровождающиеся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти».
В настоящее время по делу о массовых беспорядках 6 мая обвиняемыми проходят 13 человек, 12 из них арестованы, один находится в статусе подозреваемого.
Лукин проводит прямую аналогию между «болотным делом» и делом о разгоне митинга 19 декабря 2010 года в Минске.
Белорусским оппозиционерам тоже вменили статью о массовых беспорядках (ст. 293 УК Белоруссии), среди обвиняемых были двое россиян, которым, напомнил Лукин, он пытался помочь. Омбудсмен не сомневался, что россиян оправдают, так как «уголовное законодательство Белоруссии, практически повторяющее в этой части статью 212 УК РФ, предусматривает предъявление таких обвинений только лицам, непосредственно причастным к актам насилия над личностью, поджогам, уничтожению имущества и вооруженному сопротивлению представителям власти», написано в заявлении уполномоченного по правам человека.
«Выяснилось, однако, что все… недооценили изобретательность белорусского правосудия, применившего к задержанным невиданный в современном праве принцип коллективной ответственности. Обвиняемые были признаны виновными в связи с нахождением среди митингующих, кто-то из которых, так и не установленный следствием, совершал противоправные действия», – напомнил уполномоченный. Оружием тогда были признаны транспаранты, флагштоки и все прочие подручные средства, применявшиеся демонстрантами при столкновении с сотрудниками правоохранительных органов. «Цель столь явной подмены понятий состояла в том, чтобы предъявить протестантам обвинение в вооруженном сопротивлении представителям власти, несмотря на то что квалифицирующие признаки этого противоправного деяния отсутствовали», – убежден правозащитник.
«По горячим следам белорусских событий казалось, что описанные выше методы станут для всех хорошим уроком того, как нельзя обращаться с законом. Тем досаднее, что нечто похожее как будто совершается сегодня в России, в ходе расследования действий участников и организаторов митинга на Болотной площади в г. Москве 6 мая 2012 года», – заявил уполномоченный.
Лукин не будет никуда направлять свое заявление – оно только размещено на сайте, сказали «Газете.Ru» в аппарате уполномоченного. Лукин не пытается вмешаться в ход следствия, а сможет ли это заявление повлиять на судьбы арестованных – станет ясно со временем, добавил собеседник «Газеты.Ru».
По мнению главы движения «За права человека» Льва Пономарева, заявление Лукина – важное событие. Выводы уполномоченного совпадают с выводами общественных слушаний, которые правозащитники провели в Сахаровском центре в Москве 28 июня. «Мы констатировали, что никаких массовых беспорядков не было», – сказал Пономарев. Лукина на слушания звали, но он не пришел, отметил правозащитник. «Хорошо, что отреагировал на наше заявление. Теперь я хотел бы услышать заявление председателя президентского совета по правам человека и хотел бы, чтобы слушания этого дела прошли в Общественной палате», – заметил Пономарев.
О планах Общественной палаты расследовать «болотное дело» ничего не сообщалось. Глава совета по правам человека Михаил Федотов в пятницу вечером был недоступен для комментариев.
Как считает адвокат Дмитрий Аграновский, заявление Лукина может повлиять на судебный процесс и приговор.
«Лукин представляет государственную структуру, то есть выражает и официальное мнение. При этом он это делает нечасто. Власть в России сложно назвать доброй и гуманной, но она умеет считать. Если негативные издержки будут слишком высоки, она может принять решение отпустить обвиняемых», – предположил адвокат.
Аграновский дважды участвовал в процессах по делам о массовых беспорядках – по делу о захвате нацболами администрации президента в декабре 2004 года и событиях на Манежной площади в декабре 2011 года. В тех случаях обвинению вообще не пришлось доказывать существование массовых беспорядков, отметил собеседник «Газеты.Ru»: «Обвинение никак не доказывало само участие в беспорядках. Были беспорядки – и все, состав преступления никак не объяснялся, а суд это вполне удовлетворяло», – пояснил Аграновский.
Источник: Газета.ру
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт