Минфин в среду обнародовал «Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014—2015 годы». Судя по документу, расходы на социальные статьи будут снижаться.
Например, доля расходов на образование в федеральном бюджете в 2015 году снизится до 4,1% с 4,8% в 2012 году. В абсолютных цифрах они сократятся за три года с 614 млрд рублей до 573 млрд.
Еще более решительно федеральные власти поступят с финансирование здравоохранения. Если сейчас на него приходится 4,4% всех расходов федерального бюджета, или 554 млрд рублей, то в 2015 году эта доля сократится до 2,7% и составит 383 млрд руб.
Расходы по разделу «Физкультура и спорт» тоже снизятся — с 42,3 млрд руб. в 2012 году до 30,4 млрд руб. в 2015-м, доля этого раздела в федеральном бюджете уменьшится с 0,3% до 0,2%. Доля расходов на культуру сократится с 0,7% до 0,6%. На ЖКХ — с 1,1% до 0,8%.
Госрасходы на социальную политику пострадают меньше. С 3,93 трлн рублей в 2012 году они вырастут до 4,2 трлн в 2015-м. Но доля этой статьи в бюджете все равно уменьшится — с 30,8% до 29,7%.
Зато вырастут расходы на национальную оборону. В 2013 году на нее планируется выделить 2,3 трлн рублей, что на 25,8% больше, чем в 2012 году, в котором на эту статью предусмотрено 1,9 трлн.
В 2014 году на оборону потратят еще на 18,2% больше — 2,7 трлн рублей, а в 2015 году — на 3,4% больше, сумма увеличится до 2,9 трлн руб. Расходы на нацбезопасность и правоохранительную деятельность тоже вырастут, хотя и не так значительно: с 1,86 трлн до 2,07 трлн рублей.
Одновременно правительство будет активно наращивать финансовую «подушку безопасности». Объем Резервного фонда к концу 2015 года должен увеличиться до 5,29 трлн рублей, или 6,5% ВВП, с 2 трлн 657,7 млрд рублей на конец 2012 года (4,4% ВВП).
Объем Фонда национального благосостояния хоть и сократится по отношению к ВВП, но увеличится в абсолютном выражении. К концу 2015 года в нем будет находиться 2,80 трлн рублей (3,4% ВВП), тогда как на конец 2012 года ожидается, что его объем составит 2,61 трлн руб. (4,3% ВВП).
Предложения Минфина должны лечь в основу федерального бюджета. Требования к этому документу в конце июня сформулировал президент Владимир Путин в своем бюджетном послании: правительству следует исходить из более низких цен на нефть и создать страховочный антикризисный механизм. «Проблемы, вызовы для нас заключаются в том, что нужно стимулировать экономический рост, реализовать масштабные социальные программы и при этом застраховать бюджет от резких колебаний цен на энергоносители», — заявил Путин, оглашая послание.
Страховочным антикризисным механизмом должно стать новое бюджетное правило, которое вводит предельный размер нефтегазовых доходов, рассчитанное не на прогнозной или текущей цене нефти, а ее средней стоимости за последние пять лет. Госдума на прошлой неделе приняла в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс, которые узаконивают бюджетное правило.
В бюджет на 2013 год Минфин предлагает заложить цену на нефть в $92 за 1 баррель, на 2014 год — $93, на 2015 год — $94. Доходы бюджета в следующем году составят 12,3 трлн рублей, расходы — 13,4 трлн рублей, дефицит прогнозируется на уровне 1,5% ВВП. Все нефтегазовые доходы от более высоких цен пойдут в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Минфин надеется, что сокращение расходов по социальным статьям не скажется негативно на состоянии здравоохранения, образования, культуры и ЖКХ. Заботу об этих сферах возьмут на себя регионы, в чью компетенцию и входят эти сферы.
Сокращение бюджетных расходов по этим статьям в федеральном бюджете связано в основном с завершением нескольких федеральных программ и переводом этих расходов по большей части в региональные бюджеты, отметил министр финансов Антон Силуанов на совещании в правительстве 6 июня, когда министры обсуждали бюджетную политику на ближайшие три года.
Так, в 2013 году расходы на образование в консолидированном бюджете, по его словам, должны вырасти с 4% до 4,2% ВВП, на здравоохранение — с 3,6% до 3,7%.
«Федеральный бюджет отвечает за высшее образование, частично за среднее профессиональное образование и за дополнительное профессиональное образование в рамках тех обязательств, которые на себя берет государство. Но сейчас среднее профобразование активно передается на уровень субъектов, что частично снимает нагрузку с федерального бюджета. К тому же в нашей стране сейчас демографический спад, и это тоже фактор, который повлиял на уменьшение расходов на образование», — пояснила «Газете.Ru» директор института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина Абанкина. На федеральный бюджет приходится только около четверти всех расходов на здравоохранение и образование, уточняет главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. «Большая же часть расходов на эти социальные статьи идет из местных бюджетов. Консолидированные же бюджетные расходы на образование и здравоохранение вырастут на 30% в номинальном выражении», – говорит эксперт.
Но позиция Минфина не встречает одобрения у других министерств. «У Минфина и социального блока правительства разные позиции относительно бюджетной политики на ближайшие годы. То, что опубликовано на сайте Минфина, — это их предложения, которые не устраивают ни Министерство образования и науки, ни Министерство здравоохранения. В настоящее время идут консультации по этому поводу.
Если будут приняты те бюджетные предложения по социальному блоку, которые представлены сейчас, у государства не будет возможности выполнить социальные инициативы президента, а также программы модернизации здравоохранения и образования»,
— заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь вице-премьера по социальным вопросам Ольги Голодец Алексей Левченко.
Перераспределение расходов неизбежно, надвигается кризис, отмечают эксперты. «Сейчас у правительства нет больших возможностей для бюджетного маневра, ведь с момента начала предыдущего кризиса, об окончании которого Путин объявлял в 2010 году, российская экономика не стала более диверсифицированной и менее зависимой от конъюнктуры цен на энергоносители и другое сырье», — говорит главный экономист Deutsche UFG в России Ярослав Лисоволик.
Давать точные прогнозы по динамике нефтяных котировок не научился еще ни один аналитик в мире — слишком много факторов влияет на цену барреля нефти, отмечает он. «Поэтому заранее побеспокоиться о резервах и на всякий случай предупредить о том, что при необходимости будут сокращены бюджетные расходы, — едва ли не единственный приемлемый в текущей ситуации путь для российских властей», — говорит эксперт.
«Если бы Минфин предлагал урезание расходов по все статьям, где-то больше, где-то меньше, то такой подход можно было бы считать антикризисным. А
когда бюджет предлагается верстать по принципу «пушки вместо масла» – это означает совсем другое: выборы закончились. Это уже политика, а не экономика»,
– возражает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.
Впрочем, исполнить обязательства по здравоохранению и образованию регионам поможет рост межбюджетных трансфертов - почти на 25 млрд к 2015 году, отмечает эксперт. Скажется и рост экономики. Минфин прогнозирует, что темпы роста увеличатся с 3,4% в этом году до 4,7% в 2015 году. «Если к этому добавить усиление ответственности губернаторов за подведомственный регион, то шансы есть», – говорит Осадчий.
«Что касается сокращения социальных расходов, то социальная помощь просто должна стать более адресной», — успокаивает директор департамента финансовых рынков инвестиционной компании «Грандис капитал» Михаил Козаков.
Но даже с учетом запланированной экономии в основные направления бюджетной политики заложены существенные риски,
считает Орлова. «В бюджет заложен сравнительно низкий уровень инфляции, но, если она будет выше, это даст дополнительную нагрузку бюджету», — говорит эксперт.
За счет урезания расходов в 2015 году Россия будет иметь сбалансированный бюджет при цене выше $100 за баррель, отмечает Орлова. Хотя, как указывалось в бюджетном послании президента Путина, правительство должно было сбалансировать бюджет, исходя из $90 за 1 баррель.
Источник: Газета.ру
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт