Ровно через три недели после того, как глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин раскритиковал кировских следователей за прекращение уголовного дела в отношении блогера и одного из лидеров оппозиции Алексея Навального, недавно вошедший в состав совета директоров «Аэрофлота», противник действующей власти обнародовал документы, компрометирующие Бастрыкина.
Навальный вспомнил о расследовании журналиста, а ныне депутата Госдумы Александра Хинштейна, который еще четыре года назад написал о наличии у главы СКР бизнеса и недвижимости в Чехии. Обратившись в минюст Чехии, Навальный, по его словам, получил документы, которые подтверждают, что Бастрыкин и его супруга Ольга Александрова были учредителями фирмы LAW Bohemia и оставались ими на протяжении нескольких лет. Эти документы оппозиционер не публикует, предлагая читателям запросить их у чешского минюста самостоятельно.
%Зато опубликованы бумаги, говорящие о продаже Бастрыкиным доли в его компании. Документы были оформлены «задним числом», и при их оформлении использовалась подложная доверенность, убежден Навальный. Это было сделано, чтобы опровергнуть публикацию Хинштейна.
Бастрыкин действительно неоднократно опровергал сообщения о наличии у него бизнеса как в России, так и за границей, называя их грубой ложью.
Однако Навальный пошел дальше Хинштейна, опубликовав документ о наличии у Бастрыкина вида на жительство в Чехии.
«Если уж Бастрыкин такой фанат бизнеса и недвижимости в Чехии, подумали мы, наверное, и старость свою он хочет провести в этой стране. Где-нибудь в замечательных Карловых Варах. Нет ли у него вида на жительство? И написали запрос в местное МВД, ведь сведения о видах на жительство — публичная информация. Написали, если честно, без особой надежды. Всё-таки Бастрыкин — глава СК, был главой СК прокуратуры, подлежит госохране, имеет самый высший допуск к гостайне и т. д.», — написал Навальный.
Ответ из министерства внутренних дел Чехии датирован 16 июля, в нем подтверждается , что в период с 24 апреля 2006 года по 5 февраля 2007 года гражданин России Александр Бастрыкин, родившийся 27 августа 1953 года, имел чешскую визу, а затем получил разрешение на долгосрочное пребывание в стране. Дата рождения главы СКР полностью соответствует указанной в документе, опубликованном Навальным. Разрешение на пребывание действовало с февраля 2007 до февраля 2009 года, говорится в бумаге. Визу Бастрыкин получил как «работник», разрешение на пребывание в Чехии — как исполнительный директор юридического лица.
Разрешение на долгосрочное пребывание соответствует российскому виду на жительство, пояснил «Газете.Ru» сотрудник посольства Чехии в России. Вид на жительство дает человеку право на протяжении всего срока действия документа находиться в стране, занимаясь тем видом деятельности, о котором он заявил при его получении, сказал дипломат. Судя по датам, указанным в документе, вид на жительство у Бастрыкина истек в 2009 году, и сейчас его у него нет, рассудил наш собеседник. Сам ли он не подал на продление вида на жительство или ему было отказано, из документа неясно.
Статус «работника» при получении долгосрочной визы означает, что у Бастрыкина должен был быть работодатель, отметил собеседник «Газеты.Ru» в посольстве. Статус участника юридического лица говорит о том, что Бастрыкин должен был быть учредителем или соучредителем юридического лица, указал источник.
Биография Бастрыкина, опубликованная на сайте Генеральной прокуратуры России, ничего не сообщает о предпринимательском прошлом нынешнего главы Следственного комитета. В 2006 году Бастрыкин руководил Главным управлением Минюста РФ по Северо-Западному федеральному округу (в Санкт-Петербурге), а в 2007 году был назначен вначале заместителем генпрокурора РФ, а затем первым заместителем генпрокурора, председателем Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ. Назначение на должность главы СКР состоялось в июне 2007 года, то есть в период действия вида на жительство.
Закон «О Следственном комитете России» запрещает сотрудникам СКР совмещать «основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности». Этот закон, однако, был принят в 2010 году и в период действия вида на жительство Бастрыкина не действовал. Тогда действовал закон «О прокуратуре Российской федерации», который запрещал прокурорским работникам совмещать основную деятельность не только с оплачиваемой, но и с «безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой» (редакция закона «О прокуратуре РФ» от 2 марта 2007 года вступила в силу за три месяца до назначения Бастрыкина первым замом генпрокурора).
Своими открытиями Навальный поспешил поделиться с президентом Владимиром Путиным, налоговой службой (чтобы проверить, уплатил ли чиновник налоги с продажи доли в юридическом лице), чешской полицией и другими заинтересованными ведомствами.
Впрочем, даже если скандал завершится отставкой Бастрыкина, это едва ли приведет к закрытию дела о беспорядках 6 мая, сомневается Навальный:
«Решения такого уровня принимает не Бастрыкин. Но Бастрыкин принимает решения, насколько нагло его подчиненные могут себя вести при обыске, изымать ли деньги и технику и так далее», — сказал оппозиционер «Газете.Ru».
По словам Навального, он и его коллеги по проекту «Роспил» решили заняться расследованием истории с Бастрыкиным, когда увидели, как эта тема популярна на интернет-форумах, где общаются сотрудники полиции и прокуратуры. «Они постоянно обсуждают тему про недвижимость и дела Бастрыкина в Чехии, о чем когда-то писал Хинштейн. Мы воспользовались Google, начали искать информацию о фирмах по их названиям, а потом подключился Александр Логинов, активист, знающий чешский. Без него бы довести расследование до конца не получилось», — говорит Навальный.
Политик ничего не сказал о связи своего расследования с выпадом Бастрыкина в его адрес во время коллегии СКР. Однако, судя по датам, связь между выступлением Бастрыкина и ответом Навального прямая: по словам оппозиционера, расследование длилось три недели, а это срок, прошедший со дня, когда Бастрыкин раскритиковал кировских следователей за закрытие дела Навального по факту принуждения руководителя «Кировлеса» к заключению невыгодного контракта.
В 2008 году свое расследование о зарубежной деятельности Бастрыкина опубликовал Александр Хинштейн. Его статья в газете «Московский комсомолец» называлась «Богемское право». Хинштейн отмечал, что так на русский переводится название риелторской фирмы LAW Bohemia, учрежденной Бастрыкиным в Чехии в 2000 году. В тот момент ничего страшного в этом не было: «в марте 2000-го Бастрыкин еще возглавлял северо-западный филиал Российской правовой академии Минюста и госслужащим не являлся», писал Хинштейн. Однако уже в июле 2001 года, когда Бастрыкин был назначен и. о. начальника федерального управления Минюста по Северо-Западному федеральному округу, он должен был отказаться от должности директора компании и выйти из состава ее учредителей, но не сделал этого, утверждал Хинштейн, ссылаясь на полученные документы. Из ответа МВД Чехии, опубликованного Навальным, следует, что Бастрыкин имел статус исполнительного директора юридического лица в этой стране минимум до февраля 2009 года.
Оценить опубликованные Навальным документы о визе и виде на жительство Бастрыкина Хинштейн не смог, сказав, что не знает чешского. Документы, касающиеся его предполагаемого бизнеса, повторяют те, что были опубликованы самим Хинштейном четыре года назад, сообщил депутат. Хинштейн также считает, что речь идет о нарушении законов «О прокуратуре», «О госслужбе», который запрещает чиновникам заниматься коммерцией, и «О гостайне», обязывающего Бастрыкина — «секретоносителя высшего уровня», как назвал его депутат, — уведомлять о своих визитах работодателя — генерального прокурора, а по приезде за границу связываться с российским посольством, что, по информации Хинштейна, сделано не было.
«Ну и сама по себе ситуация вызывает массу вопросов: чиновник такого уровня, бесконтрольно передвигающийся по стране — члену НАТО, имеющий там бизнес...» — указывает Хинштейн.
Чешскую визу Бастрыкин оформлял на свой служебный паспорт, где он сфотографирован в генеральской форме, утверждает Хинштейн. При этом в анкете юрист написал, что едет в Чехию с целью осуществления менеджерских функций, рассказал о результатах собственного расследования собеседник «Газеты.Ru».
Хинштейн напомнил, что, как и Навальный, обращался в свое время к президенту и во все заинтересованные ведомства, однако никакого результата это не дало. Не будет эффекта и от разоблачений Навального: под давлением оппозиции Бастрыкин в отставку отправлен не будет, считает депутат. «Полагаю, что сегодня деятельность Бастрыкина, всякие его выходки вызывают определенное отторжение. Для всех уже понятно, что Бастрыкин — серьезная системная обуза, с которой надо что-то делать. Но увольнять его сейчас, после обвинений Навального, значит идти на поводу у оппозиции. Тем не менее решать вопрос придется, и, я полагаю, лучшим способом будет воспользоваться соответствующим предлогом — маячащим в перспективе созданием единого Следственного комитета», — считает Хинштейн. По информации депутата, единый Следственный комитет может быть создан до конца этого года. Его мог бы возглавить не Бастрыкин, а кто-то другой, посоветовал собеседник «Газеты.Ru».
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт