При этом многие прекрасно понимают, что ситуация в стране и мире, мягко говоря, далека от идиллической и со всем этим нужно что-то делать, но что и как – непонятно. В результате тревога загоняется в глубокое подполье, и общество погружается в скорбное бесчувствие, в котором недовольство властью неотделимо от понимания, что другой нет и, скорее всего, не будет. Это придает ситуации привкус безысходности.
Дело дошло до того, что даже близкие к коридорам власти эксперты называют тандем "фактором риска" и "генератором угроз", а затягивание с решением главного вопроса считают "унизительным" для страны. Такие настроения отчасти разделяют фанаты обоих лидеров: поклонники Путина ждут от премьера более внятных программных заявлений, а наиболее рьяные сторонники Медведева подталкивают президента к принятию знаковых решений, которые бы зафиксировали новую расстановку сил.
Но тандем не поддается на провокации. Он как будто застыл в глубоком раздумье, и, судя по всему, эта нерешительность объясняется тем, что сегодня вся российская и мировая политика напоминает минное поле: один неверный шаг – и конец, а сапер, как известно, ошибается только однажды.
Во внешней политике приходится маневрировать, учитывая двусмысленную игру США и их союзников, амбиции Китая, перспективу полномасштабной войны на Ближнем Востоке и дальнейшей дестабилизации в Центральной Азии. Все это усугубляется финансовой нестабильностью и ожиданием экономического спада, который ударит по энергетической отрасли, т.е. по бюджету России. Картину дополняет бегство капитала и непрекращающиеся разборки между околовластными группировками, которые периодически выливаются в безобразные скандалы.
При этом власти, которая пытается навести хотя бы относительный порядок в стране, фактически не на кого опереться. Чиновники и сотрудники правоохранительных органов сами участвуют в противозаконных играх, чего стоит хотя бы противостояние между прокуратурой и Следственным комитетом.
О напряжении в социальной сфере свидетельствуют конфликты вокруг реформы образования и здравоохранения, бесконечные истории с отравлениями детей в лагерях и санаториях, локальные конфликты подобные тому, что случилось в Сагре. Не способствуют стабильности техногенные аварии, активизация националистов всех мастей, межнациональные стычки и активность несистемной оппозиции. В ответ власть пытается закрутить гайки, явно злоупотребляя 282-й статьей об экстремизме. Но это не помогает: в молодежной среде отмечается рост радикальных настроений, а общество в целом левеет, чему в немалой степени способствуют проблемы глобальной экономики.
В высших эшелонах власти ведутся непонятные большинству людей игры, вроде проталкивания Валентины Матвиенко на пост председателя Совета Федерации. И тот факт, что это происходит с нарушением не только приличий, но и закона – тайная регистрация в двух муниципальных округах Санкт-Петербурга и срочная легитимация этих шагов через решение суда, – наводят на размышления о том, как далеко может зайти власть ради поддержания статус-кво в случае серьезных осложнений.
Понятно, что доводить дело до прямых нарушений гражданских прав никто не хочет, особенно на фоне скандала вокруг дела Магнитского и разговоров о возможности повторения "арабской весны" в России. Москве не нужны международные осложнения, но и инструментов мирного поддержания порядка в ее распоряжении не так много. Можно, конечно, заливать проблемы деньгами, но, учитывая ситуацию в мировой экономике, нет никаких гарантий, что ресурсов хватит до марта. И уж тем более непонятно, что делать потом, когда нужно будет одновременно удовлетворить аппетиты элит и как-то успокоить всех остальных, продолжить либерализацию и сохранить социальные гарантии.
Кто и каким образом сможет ответить на все эти ожидания, сохранив относительный мир в обществе? Медведева сегодня атакуют справа и слева, подталкивая к отставке Путина, не думая о том, что в этом случае он останется один на один со всеми проблемами и с полевевшей массой. Не менее серьезные испытания ждут Путина, если он решит вернуться в Кремль: против него объединятся либералы, а также все недовольные и несогласные.
При таком раскладе рвануть может где угодно. Это вынуждает членов тандема действовать более осторожно, и, похоже, они уже начали осознавать, что нуждаются в поддержке друг друга. Первый шаг в этом направлении сделал Путин. Приехав на Селигер, он неожиданно заговорил о возможном сохранении тандема.
Затем девушки из движений "Порву за Путина" и "Разденусь за Медведева" устроили совместный велопробег, как бы подчеркивая, что не считают своих кумиров соперниками.
А вчера кумиры сами это продемонстрировали, совместно отдохнув в Астраханской области. Там они "порыбачили на спиннинг, ознакомились с подводным миром Волги и сделали под водой несколько фотоснимков на специальную аппаратуру", а также порулили катером.
Как долго продлится водяное перемирие, пока не ясно. В экспертном сообществе ждут, что Медведев озвучит свои дальнейшие планы в начале сентября на Ярославском форуме, а через три недели трибуной для знаковых заявлений Путина станет съезд "Единой России".
Явно не поспевающий за маневрами тандема народ никаких судьбоносных заявлений и решений от этих мероприятий не ждет, надеясь, что все как-нибудь обойдется, и проблема-2012 решится мирно. Если эти ожидания будут обмануты, все может измениться в течение одного дня, потому что за любым неверным шагом может последовать взрыв, а шансов подорваться всегда больше у того, кто первым начинает движение по минному полю.
Источник: Утро
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт