В Абхазии созрел президен

В Абхазии созрел президен
Президентские выборы в Абхазии назначены не на воскресенье, как это происходит всегда и везде, а на пятницу. Это не для того, чтобы выделиться. Просто сегодня исполняется три года с того дня, как президент России Дмитрий Медведев подписал указ о признании независимости Республики Абхазия.


Следить за ходом голосования приглашены около 80 международных наблюдателей. И приехали они отнюдь не только из Москвы или Науру, но и из вполне респектабельных европейских стран. Так что местные власти изо всех сил стараются совместить пафос третьей годовщины признания с демонстрацией urbi et orbi растущей зрелости национальной демократии.

Трое из урны

Конец августа в Абхазии – время сбора плодов. Уже поспел виноград, инжир и орех пекан. На очереди – хурма, мандарины и кандидаты на пост главы государства. Их трое. Все – искушенные в политических баталиях аппаратчики, двое – действующие, один – отставной.

Ветеран президентских выборов – Рауль Джумкович Хаджимба. Дважды он выдвигался на президентский пост, и оба раза проиграл Сергею Багапшу. В первый раз, оставив должность премьер-министра, получил многолетнюю синекуру в кабинете вице-президента. Проиграв второй раз, подал в отставку и окопался в глухой оппозиции.

Глава республиканского правительства Сергей Шамба, при первом президенте РА Владиславе Ардзинбе занимавший пост министра иностранных дел, тоже однажды участвовал в президентских выборах. Уступив, как и Хаджимба, Сергею Багапшу, в 2004 г. он вернулся к обязанностям главы внешнеполитического ведомства. А в феврале прошлого года возглавил правительство, которым руководит и поныне.

Исполняющий обязанности главы республики Александр Анкваб – пионер на президентских выборах. Как и другие два претендента, он успел поработать премьер-министром и поруководить одним из силовых министерств. Именно ему досталось управление страной после скоропостижной смерти Багапша.

По итогам опроса, проведенного специалистами Института социального маркетинга (ИНСОМАР) в 39 населенных пунктах Абхазии в период с 7 по 12 августа, большая часть граждан хотела бы видеть президентом Анкваба. Меньше всего шансов занять пост главы государства, согласно данным исследования, у Хаджимбы.

Что касается наиболее желательного экономического и политического курса, то 40% опрошенных ждут, что новый президент Абхазии продолжит политику Багапша. Чуть меньше 20% хотели бы возрождения линии, которую проводил Ардзинба. И почти треть (30%) надеются, что новый глава государства изберет новый, более перспективный курс развития страны.

Мнения разделились

Если на выборах в 2004-м и в 2009-м симпатии избирателей поделились поровну, расколов граждан Абхазии на два условных лагеря – "багапшистов" и "хаджимбистов", то сегодня предвыборная ситуация не так накалена. Внесистемная оппозиция традиционно голосует за Хаджимбу, умеренные центристы выступают за Шамбу, а приверженцы "крепкой руки" и административно-хозяйственной хватки поддерживают Анкваба.

"Абхазское население разделено примерно в равных пропорциях в своих симпатиях между всеми тремя кандидатами, – рассказал "Yтру" главный редактор "Чегемской правды" Инал Хашиг. – За Анквабом большая часть чиновничества, творческой интеллигенции. Кроме того, наверняка его поддержат жители Гальского района – мегрелы. Русскоязычное население и часть армян прельщает его обещание навести порядок. За Хаджимбу выступает оппозиция и весь протестный электорат. Шамбу поддерживают часть бюрократии и значительное число армянского населения".

Предприниматели, по словам Хашига, поделили свои симпатии между Анквабом и Шамбой. Силовики тоже отказались выступать единым фронтом. В то время как руководство Минобороны и СГБ (служба госбезопасности) выбрало сторону Анкваба, верхушка МВД, которым Анкваб некогда руководил, хотела бы видеть на посту президента Шамбу.

Партия власти сделала ставку на и.о. президента, – и тем самым оказала ему медвежью услугу. Хотя "Единая Абхазия" и не ассоциируется у граждан с пресловутой "партией жуликов и воров", как мы это видим на примере России, однако политическая организация, состоящая сплошь из чиновников, не может похвастаться ни рейтингами, ни кредитом доверия у населения. У противников Анкваба свои политические ресурсы. За спиной Шамбы маячит Социал-демократическая партия Абхазии, за Хаджимбой поигрывает бицепсами оппозиционный "Форум народного единства".

Некоторую интригу в ход выборов вносит наличие административного ресурса. К слову, Анкваб, в отличие от соперников, организовавших сеть предвыборных штабов на местах, решил опереться на районные администрации. Однако вздумай он или кто-то другой из кандидатов "химичить" со списками избирателей – другие претенденты тут же сцапают за рукав. Еще в ходе президентской гонки Сергей Шамба громогласно заявлял о попытках фальсификации избирательных списков, намекая при этом на лояльных действующей власти председателей избиркомов и глав местных администраций. Оппозиция в это время тоже не стояла в сторонке. "Шамба только говорит о фальсификациях, а Хаджимба меньше говорит, но при этом ведет черновую работу по приведению списков избирателей в порядок", – пояснил Хашиг.

Между Москвой и Тбилиси

Предвыборная агитация в этом политическом сезоне вышла в Абхазии на новый уровень, перейдя от элементарного "мы такие, а они сякие" к использованию современных PR-технологий. Открыто поносить и поливать грязью политических недругов сегодня дурной тон. Зато обывателю теперь легче наткнуться на статью, очерк или даже документальное видео, в котором обстоятельно и как бы невзначай перечисляются жизненные вехи кандидатов в президенты, связанные с карьерой, друзьями и родственниками в Тбилиси. При понятном раздражении, которое вызывает у граждан РА любое упоминание о Грузии и грузинах, такого рода опусы можно засчитывать в категорию полноценных "сливов". Вроде бы пустячок, а осадок останется.

Но реально воздействовать на абхазскую политическую кухню у Грузии давно нет возможностей. Фактически никаких. Не осталось ни связей, ни рычагов давления, ни других эквивалентных ресурсов.

А что же Кремль? В отличие от Южной Осетии, где Москва позволяет себе предварительные электоральные ласки с назначением фаворитов и провозглашением будущих лидеров президентской гонки, с Абхазией такой номер не пройдет. Кремлю хватило 2004 года, когда бывший в почете у российских спецслужб ветеран КГБ Хаджимба не выстоял в схватке с Багапшем. Неуклюжая попытка Москвы надавить на Сухум, "поддержав" своего кандидата кратковременным закрытием границы, обернулась тогда столкновениями "багапшистов" и "хаджимбистов" и едва не испортила российско-абхазские отношения. Впоследствии в Кремле были вынуждены признать, что Багапш, считавшийся невыгодной для России фигурой, оказался вполне удобным политиком, на которого можно было комфортно опереться, проводя свои интересы в регионе.

Сегодня Москва выдерживает нейтралитет, позволяя кандидатам самостоятельно выяснить отношения на политическом ринге. Тем более что исход, в конечном счете, для нее будет одинаков. "Любой здравомыслящий абхазский лидер будет проводить дружественную России политику, – заявил недавно Сергей Шамба. – Стратегический союз означает, что стороны должны идти на жертвы во имя общих интересов. Россия это сделала, когда решилась на признание Абхазии. И мы можем пойти на жертвы, когда это необходимо для интересов России".

Действительно, все три кандидата последовательно и открыто провозглашают пророссийскую политику, имея в виду геополитическую расстановку сил в регионе. Экономические интересы россиян тоже учитываются: помимо улучшения инвестиционного климата, каждый из кандидатов ратует за легализацию жилья, приобретенного гражданами РФ при прежней власти, и узаконивание сделок купли-продажи недвижимости в дальнейшем.

Что касается туристического рынка, кандидаты сходятся во мнении о том, что привлечь отдыхающих одними красотами природы можно, а вот удержать не удастся, если не решать проблемы с переходом границы, уровнем сервиса в пансионатах и частном секторе, а также с правопорядком, который нередко вызывает у приезжих нарекания, а то и подлинный шок.

Выборы на Брехаловке

Одно дело – то, что говорится на пресс-конференциях и в кулуарах парламента, другое – что обсуждают на улице, в летнем кафе за чашечкой кофе. Неизменный барометр народных настроений – сухумская Брехаловка. Так неформально называется кафе на набережной в центре города. Здесь собираются местные пикейные жилеты, сюда прибывают и здесь разрастаются свежие сплетни из самых замысловатых источников – начиная с городского рынка и заканчивая президентской администрацией.

У Брехаловки даже был собственный пожизненный президент – нежно любимый старыми сухумчанами Сергей Зардания. За его столик не стеснялся подсесть для непринужденного разговора предыдущий глава государства Сергей Багапш. Сегодня нет уже ни того ни другого, и разговоры о политике не выливаются на Брехаловке в бурные споры, уступив место шахматам и игре в нарды. Появления высоких гостей здесь не ждут, а к будущему президенту, кем бы он ни был, относятся философски: тот победит, кто достоин.

Однако философский настрой не спутаешь с безразличием. К процедуре выборов абхазские граждане относятся трепетно, будучи уверены, что их голос реально повлияет на итоговую цифру, которую озвучат в ЦИКе. Эксперты прогнозируют большую активность избирателей. "Явка, уверен, как всегда будет достаточно высокой, – поделился своим мнением с "Yтром" главный редактор газеты "Новый день" Сергей Арутюнов. – Народ в этом плане здесь пока ответственный, да и свободное время для того, чтобы добра

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт