Накануне кризиса 2008-2009 гг. каждый второй новый автомобиль в стране покупался в кредит, и рынок новых автомобилей распух до невиданных объемов. Затем заемные средства подорожали, и автокредитование резко сократилось (более чем на 50%), а вместе с ним и продажи автомобилей. Тогда в целях стимулирования автомобильной промышленности была запущена программа льготного автокредитования. Государство брало на себя выплату части процентов по кредитам, выдаваемым банками на покупку недорогих (до 600 тыс. руб.) авто, собранных в России. К тому же при покупке такого автомобиля можно было получить чек на 50 тыс. руб. за сданный в утиль "автохлам" старше 10 лет (программа утилизации). В итоге автокредитование почти достигло докризисных показателей, рынок скакнул, граждане, планировавшие купить нового "железного коня", сделали это досрочно.
Однако так не могло продолжаться вечно. И вот, на прошлой неделе заместитель руководителя департамента автомобильной промышленности Минпромторга РФ Алексей Жидяев на конференции, посвященной автомобильному рынку, сообщил, что программа льготного автокредитования не будет продлена на следующий год. Уже фактически свернута и программа утилизации (сертификаты на вожделенные 50 тысяч не выдают с лета). Все это потому, что автомобили и так уже хорошо продаются, и перспективы у рынка просто блестящие. По прогнозам Минпромторга, российский авторынок станет крупнейшим в Европе в 2014 году. Еще более оптимистично высказался недавно президент Ford Motors Company Алан Мулалли: "через два года Россия будет крупнейшим рынком в Европе". Понятное дело, что стимулировать лидера не требуется - можно сэкономить бюджетные средства.
Но вот беда: многие отраслевые эксперты не видят предпосылок для роста на авторынке. Основная часть населения (за пределами крупных городов) остается верна стареньким "четверкам" - "девяткам" (а то и вовсе "копейкам") и не может позволить себе покупку более дорогих авто. Рост продаж во многом держался именно на государственных программах стимулирования. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что бурный рост продаж новых автомобилей в этом году происходил на фоне сокращения реальных доходов населения. Так, за первое полугодие 2011 г. в России было продано в полтора раза больше легковых и коммерческих автомобилей, чем за аналогичный период 2010 г., а реальные доходы россиян в это же время сократились на 1,4%.
Поэтому, как только государство стало сворачивать стимулирующие программы, рынок тут же начал тормозить. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых машин в сентябре выросли всего на 26%, тогда как в августе (несмотря на "отпускное" затишье) рост составил 32%, а в первом полугодии - целых 56%. При этом рост продаж у лидера отечественного автопрома – "АвтоВАЗа" вообще остановился.
С точки зрения здравого смысла это нормально и вполне объяснимо: если потенциальных покупателей "стимульнули" к тому, чтобы ускорить покупку авто, то потом на рынке на какое-то время наступит затишье (если не стимулировать следующую волну покупателей). Но с точки зрения современной экономики это беда: остановился рост продаж! Его нужно во что бы то ни стало вновь запустить. И если тратить бюджетные деньги на эти цели уже не хочется, можно попробовать... заставить граждан покупать новые авто.
Именно такой, фактически принудительный механизм обновления автопарка страны был предложен недавно Минпромторгом. Ведомство выступило с инициативой введения "экологического" налога на транспорт, величина которого будет зависеть от соответствия автомобиля пресловутым евростандартам. Причем предусматриваются не льготы для "экологически чистых" автомобилей, а увеличение налога для более "грязных". То есть, чем старше авто, тем большую сумму его владелец должен будет ежегодно уплачивать в казну. Для владельцев старых автомобилей налог может вырасти вдвое. Логика проста: не хотите столько платить за старый рыдван? Покупайте новую, современную машину. Иначе год от года будет только хуже.
Одна беда: многие жители нашей страны просто не могут позволить себе новый "экологичный" автомобиль, соответствующий стандартам Евро-3 и выше. По данным "Автостата", в России лишь 28% легковых автомобилей находятся в эксплуатации меньше пяти лет, и те в основном сосредоточены в мегаполисах. А, например, на Дальнем Востоке их доля составляет всего 2,6%. Получится, что новый налог ударит по наименее обеспеченным слоям общества и по российской глубинке, где более 90% автопарка составляют отечественные машины не первой и не второй свежести. Косвенно удар будет нанесен и по "традиционному" российскому автопрому.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов, находясь как раз на Дальнем Востоке, поспешил успокоить автолюбителей: дескать, транспортный налог на подержанные машины увеличивать все-таки не планируется. Но эксперты полагают, что раз эта идея возникла в правительстве, она рано или поздно будет воплощена. Скорее всего, после выборов.
Источник: Утро
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт