Мысль, конечно, не оригинальная. Бюджетная политика уже давно вызывает недоумение экспертов. Пока руководители иных государств ломают голову над тем, как бы еще сократить траты, российские власти действуют ровно наоборот и наперебой раздают щедрые обещания. Крайне благоприятная внешняя конъюнктура не располагает к раздумьям об экономии. Страна проедает практически все, что получает благодаря высоким ценам на нефть. Но подобная беззаботность может обернуться тяжким похмельем в случае их резкого снижения. А рассчитывать на то, что "эта музыка будет вечной", по меньшей мере, опрометчиво.
"Умерить оптимизм заставляет, во-первых, известная цикличность динамики этих цен: только за последние десять лет среднегодовая цена на нефть составила всего $60 – без малого половину от нынешней. А, во-вторых, текущие нефтегазовые "сверхдоходы" тратятся без остатка, не создавая никакой "подушки безопасности". Если в 2008 году бюджет оказывался сбалансированным при цене в $57,5 за баррель, то бюджет 2011 года – при $109, а бюджет-2012 балансируется только при $117,2", – напоминает Кудрин. Если нефтяные котировки упадут до $60 за баррель, дефицит бюджета составит 5,5%, резервный фонд быстро иссякнет, и расходы все равно придется резать, только это будет уже больнее.
Риски с исполнением бюджета, озвученные в статье Кудрина, безусловно, присутствуют, согласен Андрей Нечаев, бывший министром экономики в 1992-1993 годах. Правительство выдает слишком много авансов, но нет гарантии, что все обещания удастся выполнить. "В первую очередь, надо вообще разобраться с приоритетами, – отмечает Нечаев. – Потому что в нынешней ситуации, когда весьма высока вероятность того, что упадут мировые цены на нефть и, соответственно, резко сократятся доходы бюджета, который, как известно, на 45-50% формируется за счет нефтегазовых доходов, одновременно повышать пенсии, зарплаты учителям, расходы на оборону, зарплаты военнослужащим и т.д. – достаточно опасное занятие. Поэтому, конечно, правительство должно определиться, что для него наиболее приоритетно, и не наступать на госрасходы широким фронтом. Я думаю, что, если мы говорим о модернизации экономики и переходе на инновационный путь развития, то, конечно, образование более приоритетно, чем правоохранительные органы и оборона".
Почти двукратный рост расходов на оборону в ближайшие три года – основной камень преткновения в спорах по поводу запланированного бюджета, Его чрезмерная милитаризация, собственно, и рассорила Алексея Леонидовича с Дмитрием Анатольевичем. "Разработанная правительством и согласованная всеми ведомствами программа вооружений на ближайшие десять лет распухла до 20 трлн. рублей, – пишет Кудрин. – При этом способность оборонной промышленности сколько-нибудь эффективно усвоить эти деньги толком не прорабатывалась и вызывает большие сомнения: существенно более скромный оборонзаказ прошлого и этого года фактически сорван".
Позицию экс-министра разделяет директор Института глобализации и социальных решений Борис Кагарлицкий: "Проблема не в том, сколько тратится, а в том, как, и на что тратится. Механизм принятия решений абсолютно непрозрачный. У нас бюджет – это вершина айсберга, сам по себе он абсолютно не имеет значения. Когда мне называют сумму денег, которую потратят на оборону, мне это ни о чем не говорит. Потому что у нас танки получаются чуть ли не самые дорогие в мире уже сейчас. И когда начинают пересчитывать, сколько реально танков получит за эти деньги армия, наоборот, выходит, что у нас бюджет очень маленький. Значит, проблема не в том, что у нас много тратят на оборону, а в том, что у нас тратят неправильно – не на то, не так. И второй момент – просто воровать надо меньше. Тут даже сменой правительства не отделаешься, нужно всю систему управления радикально реорганизовывать как минимум".
Вот что еще интересно: даже если вдруг у правительства возникнет острое желание секвестрировать бюджет уже после его утверждения, с этим могут возникнуть проблемы. Нынешнее бюджетное законодательство практически не оставляет такой возможности, соответствующие процедуры там не прописаны, указывают эксперты. Впрочем, пока об этом нет и речи.
Бюджет на 2012 г. сверстан из расчета среднегодовой стоимости нефти на уровне $100 за баррель. И как ранее заявлял премьер-министр Владимир Путин, эта оценка консервативная, ведь сейчас нефть торгуется в районе $110 за баррель. Объем ВВП на будущий год планируется в 58,683 трлн руб, а инфляция не должна превысить 6%. В 2013 г. эти показатели планируются на уровне $97 за баррель, 64,803 трлн руб и 5,5%. В 2014 г. – $101 за баррель, 72,493 трлн руб и 5%. И все три года расходы будут увеличиваться. Доходы, предположительно, тоже. Однако бюджет останется дефицитным.
Чуда сегодня никто не ждет. Комитет Госдумы по бюджету и налогам на заседании во вторник рекомендовал принять в первом чтении проект бюджета. Возможно, его одобрение не будет единогласным. По крайней мере, фракция "Справедливая Россия", например, объявила о намерении проголосовать "против". Но в том, что документ пройдет первое чтение, равно как и все последующие, сомневаться не приходится. Второе и третье чтения назначены на 18 ноября и 22 ноября соответственно.
Источник: Утро
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт